Главная » Статьи » Работы учеников |
Всероссийский конкурс сочинений 2017-2018 учебный год Дипломант 3 степени регионального этапа Человек и Революция. Вера в лучшее... Меня, как реку, Суровая эпоха повернула. Мне подменили жизнь. В другое русло, Мимо другого потекла она, И я своих не знаю берегов.
Анна Ахматова
"Сухощавый старичок, в руках которого по-прежнему чувствуется сила и мощь, ведь когда-то эти самые руки ковали железо, каждый вечер садится к окну, включает транзистор и слушает старинные казачьи песни, которые в одно и то же время передают по местному радио. Его опустошенный и потерянный взгляд уходит куда-то вдаль, и сложно понять, о чем он думает. Старик, который когда-то был высоким и статным, теперь сидит сгорбленно, и кажется, будто он прирос к табуретке. Он жадно вслушивается в голоса, идущие из репродуктора, и постепенно на глаза проступают слёзы. Наверное, картины прошлого встают перед ним... Могучий Дон... Колосящаяся пшеница... Игрища казаков в степи... Весёлая свадьба и рождение детей... Долгий путь в Сибирь в поисках лучшей жизни... Революция... Гражданская война... В избе на полу лежит забитая до смерти жена... А в небольшой деревянной люльке плачет годовалый сын, который потом умрёт от голода... Дети, разбросанные по стране... Разрушенный дом и кузница, которая кормила большую семью...," − таким я представляю своего прадеда, когда отец начинает рассказывать мне непростую, щемящую до боли в сердце историю нашей семьи. Сегодня я ученица 11 класса и хорошо знаю историю своего народа и своей страны, особенно тот страшный и переломный период в жизни моего отечества − Революцию 1917 года и Гражданскую войну. Теперь я понимаю, как сложно было делать выбор и жить с тем, что происходило и что ещё произойдёт. Все мы являемся потомками того времени, через жернова которого прошел русский народ. Этот период лежит тяжелым отпечатком на судьбе каждой семьи. И моя не стала исключением. В этом году празднуется 100 лет со дня Великой Революции. Споры о правых и виноватых возникают и по сей день. А потому в течение целого столетия выдающиеся писатели, поэты, художники, композиторы и режиссеры обращались к теме революции, пытаясь понять её суть, а главное − показать человека, простого человека, который все-таки выжил и сумел сохранить веру в лучшее. В этом году я открыла для себя творчество Юрия Валентиновича Трифонова, а именно, его московские повести. Особое впечатление произвела повесть, или, как, считают некоторые литературоведы, определяя жанровое своеобразие этого произведения, роман "Старик", написанный им в 1978 году. Я считаю, что "Старик" − это во многом личная история семьи писателя. Ведь известно, что его отец − "пламенный" революционер, отличавшийся неуёмной энергией и безграничной любовью к идеям коммунизма. Именно он стоял у истоков зарождения Красной армии. В повести отец Трифонова стал прототипом, на мой взгляд, двух героев − Шуры, дяди главного героя Павла Евграфовича Летунова, честного и справедливого человека, и казачьего офицера Сергея Кирилловича Мигулина, ставшего одним из наиболее победоносных военачальников Гражданской войны, которого, как и отца Трифонова, потом расстреляют, обвинив в заговоре против Советской власти. Как всё непросто было в то сложное время: люди, готовые отдать свои жизни во имя революции, в одночасье становились врагами народа. Главный герой, Павел Евграфович Летунов, будучи уже стариком, пытается восстановить справедливость и оправдать Сергея Кирилловича Мигулина, попавшего в мясорубку тех страшных лет, когда не было времени разбирать, прав ты или действительно виновен, потому что мечта о революции, о счастливой жизни могла погибнуть ("каждый случай должен тщательно проверяться, ведь дело идёт о судьбе людей... Но Шигонцев и Браславский в один голос: дело идёт о судьбе революции!"). Борьба старика за справедливость показана Трифоновым на фоне борьбы его детей за маленький домик, сторожку, с двумя комнатами, кухней и верандой. Мелочная и ничтожная война между жителями дачного кооператива с таким поэтическим названием "Буревестник", теми, ради которых несколько поколений в течение десятилетий претерпевали нечеловеческие ужасы, ставит перед читателем резонный вопрос: а нужна ли была революция, повлекшая за собой гибель миллионов людей? Да и сама справедливость? Нужна ли она этому поколению, которое считает своего отца немного ненормальным, потому что он все время возится с "какими-то бумагами" и "что-то пытается доказать". Это поколение оказалось слабым и недостойным жертв, принесённых на алтарь революции, ведь оно проиграло свою борьбу за свободу и высокие идеалы. Это поколение стремится к материальному, воплощением которого становится убогая сторожка. Неодушевлённый герой романа "Старик" стал историей нашей страны в миниатюре. Домик был построен при царском режиме, пережил революцию, Гражданскую и Великую Отечественную войну. Сумеет ли он выжить сейчас? Как решится его судьба? Эти вопросы сопровождают читателя на протяжении всего повествования, как будто становясь лейтмотивом судьбы старика, тесно связанной с историей страны и с тем, что ещё предстояло сделать Павлу Летунову. Он, возможно, и живет так долго, "чтобы из черепков собрать, как вазу, и вином наполнить, сладчайшим − истиной", которая все же будет нужна последующим поколениям, нам, которые захотят знать правду о революции и примут её такой, какая она есть ("бывают времена, когда истина и вера сплавляются нерасторжимо, слитком, трудно разобраться, где что, но мы разберёмся"). А для Трифонова, как и для меня, это было важным. Офицер Мигулин стал для писателя воплощением его отца, которого реабилитировали после смерти Сталина. А Павел Летунов реабилитировал казачьего офицера, опубликовав оправдательную статью в одном из журналов. "Мой прадед Георгий, дослушав песни до конца, еще долго сидит и смотрит вдаль. Затем молча встаёт и выходит на крыльцо посмотреть, как садится солнце. Завтра наступит новый день, который наверняка принесёт что-то хорошее. Мой прадед всегда верил в лучшее..."
| |
Просмотров: 486 | |
Всего комментариев: 0 | |