Главная » Статьи » Мои статьи |
Характеристика субъектов международного публичного права
Для меня не важно, на чьей стороне сила; важно то, на чьей стороне право Виктор Мари Гюго
Многие институты международного публичного права, существующие на сегодняшний день, формировались на протяжении многих веков. Каждый человек, живущий в социуме, стремится существовать не только в рамках законов государства, гражданином которого он является, но и в рамках международного правопорядка. Так и государство, которое живет по своим собственным законам, основанным, конечно, на принципах морали и нравственности, стремится к установлению международных правоотношений. Я считаю, что в условиях современности, когда в мире огромное количество развитых и развивающихся стран со своими интересами и целями, которые готовы обсуждать и решать как свои, так и международные вопросы, когда в мире происходят крупные военные эскалации и международные конфликты, в которых замешаны крупные державы, остро стоит вопрос о влиянии субъектов международного публичного права на мировые процессы. А значит, их роль в мире очень велика, и 21 век служит тому хорошим подтверждением. В данной работе я хотела бы предпринять попытку охарактеризовать субъекты международного публичного права и рассмотреть их роль на мировой арене. Для начала стоит дать определение некоторым понятиям, которые будут необходимы мне в этой работе. Во-первых, под субъектом международного права всегда понимается лицо, которое является участником международных отношений. Во-вторых, такое лицо обладает международной правосубъектностью и является коллективным образованием, создающим нормы международного права. [1] Среди классических субъектов международного права обычно выделяют государства, нации и народности, борющиеся за национальную независимость, международные межправительственные организации, а также так называемые псевдогосударства, которые претендуют на статус реального государства. На мой взгляд, таковыми являются Донецкая Народная Республика и Луганская Народная Республика, возникшие в результате массовых протестов в восточной части Украины против нового руководства страны. К подобным псевдогосударствам, так или иначе связанным с Россией, относится и республика Южная Осетия, которая с 1991 года добивается признания среди других стран. К настоящему моменту она признана четырьмя государствами-членами ООН − Россией, Венесуэлой, Никарагуа, Науру. К слову сказать, Южная Осетия не отображается на картах Apple Maps, поскольку производитель техники Apple − Соединенные Штаты Америки, которые задают тон мировой политике и пока не спешат признавать новое государство. К неклассических же субъектам международного права, которые обладают ограниченными международными правами, можно отнести как физические, так и юридические лица. Кроме того, к ним относятся и международные неправительственные организации. Все они считаются неклассическими, потому что первоначально их относят к субъектам частного права. Но как только они вступают в правоотношения с классическими субъектами, они сразу же обретают статус субъектов публичного международного права, то есть становятся участниками международных отношений. Следуя общепринятым характеристикам субъектов международного публичного права все субъекты можно разделить на первичные (суверенные) и производные (несуверенные). Давайте более подробно остановимся на каждой из них. К первичным относятся, безусловно, государства, обладающие международными правами в силу своего статуса. Отдельное государство не зависит от чьей-либо внешней воли, а потому и носит всеобъемлющий характер. Основу международно-правового статуса государства составляют права, которые перечислены в различных международно-правовых источниках. К таковым относятся: право на суверенное равенство, право на самооборону, право на участие в создании международно-правовых норм, право на участие в международных организациях. Так, в Декларации о принципах международного права 1970 г. говорится, что каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств и соблюдать принципы международного права.[2] Из правовой природы суверенитета вытекает также, что ни одна обязанность не может быть возложена на государство без его согласия на возложение данного обязательства. Самой крупнейшей международной организацией, в состав которой входят 193 страны мира, является ООН. Россия также является постоянным членом этой организации и принимает участие в решении международных проблем. В частности, вопросов, касающихся эскалации конфликта в Сирии. Россия неоднократно блокировала принятие резолюции по этому государству в связи с нарушением прав и свобод сирийского народа. Кроме того, Россия стала активной участницей по урегулированию военного конфликта на территории Восточной Украины. Была создана рабочая группа, называемая "нормандской четверкой", под эгидой ОБСЕ. В рамках этой контактной группы был разработан комплекс мер, получивший название "Минские соглашения", которые пытаются реализовать в настоящий момент. Такими же международными правами обладают народы и нации, борющиеся за свое самоопределение. Например, палестинцы, курды, каталонцы. Таким образом, первичные субъекты международного права в силу присущего им государственного или национального суверенитета признаются носителями международно-правовых прав и обязанностей. Суверенитет (государственный или национальный) делает их независимыми от других субъектов международного права и предопределяет возможность самостоятельного участия в международных отношениях. К производным субъектам принято относить международные межправительственные организации, специфика которых заключается в том, что они как субъекты международного права возникли исходя из государственных потребностей. И это должно быть непременно зафиксировано в учредительных документах, которые принимаются и утверждаются на государственном уровне. Все субъекты международного права имеют не только права, но и обязанности, которые формируются на основе международно-правовых норм. Кроме того, эти субъекты обладают и другими характеристиками, которые отличают их от субъектов внутригосударственного права. Давайте их проанализируем. Во-первых, субъекты международного права, как правило, являются коллективным образованием. Каждый такой субъект международного права имеет определенную систему организации и, следовательно, функционирования. Так, в государстве существует законодательная, судебная и исполнительная власти, есть аппарат управления, регулирующий все взаимоотношения внутри страны. А например, в структуре борющейся нации необходимым элементом является политический орган, представляющий ее не только внутри страны, но и на международной арене. Он и несет ответственность за деятельность всей нации. В последние годы все внимание мирового сообщества приковано к тому, что происходит на Ближнем Востоке. Отсюда возрастающий интерес к Организации освобождения Палестины, которые многие считают террористической. На мой взгляд, это связано с тем, что большая часть Ближнего Востока охвачена различными террористическими группировками, которые применяют насильственные методы борьбы за свое территориальное господство. Однако ООП (Организации освобождения Палестины) возникла в 1964 году и утверждена решением Лиги арабских государств. В настоящий момент она имеет статус наблюдателя в ООН и официально не признается террористической даже Израилем. Руководящими органами ООП являются исполком во главе с председателем и Центральный совет Палестины, который насчитывает около 130 членов. Кроме того, есть политический, экономический и социальный департаменты. В международной организации существуют постоянно действующие органы.[3] При исполнении властных полномочий субъекты международного права относительно независимы и не подчинены друг другу. Каждый из них имеет самостоятельный международно-правовой статус, выступая в международных правоотношениях от своего собственного имени. Во-вторых, субъекты международного права обладают способностью участвовать в разработке и принятии международных норм. Для них это становится важнейшим элементом международного публичного права. Таким образом, все субъекты международного права, в отличие от большинства субъектов внутригосударственного права, становятся не просто теми, на кого направлены международно-правовые нормы, но и теми, кто непосредственно принимает участие в их создании. Итак, только наличие всех вышеуказанных элементов, а именно, обладание правами и обязанностями, вытекающими из международно-правовых норм; существование в виде коллективного образования; непосредственное участие в создании международно-правовых норм, дает основание считать то или иное образование полноценным субъектом международного публичного права. Отсутствие у субъекта хотя бы одного из перечисленных качеств не позволяет говорить об обладании международной правосубъектностью и, следовательно, не позволяет причислять данного субъекта к кругу субъектов международного права. Рассмотрев все субъекты международного публичного права и их отличительные черты, я пришла к выводу, что без субъектов международного публичного права невозможно представить жизнь современного общества. Все эти субъекты помогают регулировать международные отношения. Хотя, конечно, не всегда данные субъекты способны разрешить крупные вопросы и конфликты, соблюдая международное право. На мой взгляд, причиной тому в большей степени становится не столько несовершенство того или иного субъекта, сколько человеческий фактор. желание быть "угодным" какой-либо мировой державе. Именно об этом говорил президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, когда выступал на пленарном заседании 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 28 сентября 2015 года: "Уважаемые коллеги, ключевой задачей международного сообщества во главе с ООН остаётся обеспечение мира, региональной и глобальной стабильности. На наш взгляд, речь должна идти о формировании пространства равной и неделимой безопасности, безопасности не для избранных, а для всех. Да, это сложная, трудная, длительная работа, но альтернативы этому нет"[4].
Список используемой литературы
[1] Международное публичное право: Учебник/ Л.П. Ануфриева, К.А. Бекяшев, Е.Г. Моисеев, В.В. Устинов/ Отв.ред. К.А. Бякешев. − 5-е изд., перераб. доп. − М., Проспект, 2008 [2] Устав ООН [Электронный ресурс]/http://www.un.org/ru/charter-united-nations/ [3] Косач Г.Г. Организация освобождения Палестины: путь к созданию национальной государственности // Ближний Восток и современность. Вып. 11. М., Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 2001 [4] Речь В.В. Путина [Электронный ресурс]/ http://www.russian.rt.com | |
Просмотров: 543 | |
Всего комментариев: 0 | |