Главная » Статьи » Мои статьи |
Она любила только розы, А я любил − левкой, Она любила шум и грозы, А я любил − покой.
В.П. Жадовский
Я считаю, что роман Гюстава Флобера "Госпожа Бовари" является одним из самых ярких произведений мировой литературы. Согласно опросу, проведенному в 2007 году, читатели поставили роман Флобера "Госпожа Бовари" на второе место после "Анны Карениной" среди самых популярных произведений, повествующих о трагичной судьбе женщины. Впервые "Госпожа Бовари" была опубликована в 1856 году. Флобер работал над своим детищем в течение пяти лет, тщательно выписывая каждую фразу, детально прорисовывая характер, поведение, образ жизни героев и место, где развиваются события. ("Я пять дней просидел над одной страницей"). Роман стал литературным дебютом Флобера и снискал себе скандальную славу за безнравственное отношение к общественным ценностям. Однако это произведение обозначило новое течение в рамках французского реализма, переходящее в натурализм. Своим романом Флобер бросил вызов таким мастодонтам французского реализма, как О. Бальзак и А. Стендаль. Впоследствии Э. Золя назовет "Госпожу Бовари" кодексом современного романа. И действительно, если в произведениях писателей, заложивших основы реализма, главный герой противопоставлен насквозь прогнившему буржуазному обществу, символом которого становится Париж, то Флобер ставит перед собой иную задачу: он хочет описать реальную картину мира, такой, какая она есть. Его герой не отделен от среды, он часть этой среды, а провинция не является антитезой Парижу, она равна ему. Париж в романе Флобера − это город, формирующий в человеке пошлые жизненные ценности и идеалы. Париж − это столица, именно на нее равняются все жители страны, а потому ее принципами и идеями заражено все французское общество, которое и высмеивает автор на страницах своего романа. Эта мифологема стала ключевой в нравственном падении Эммы. Например, если мы обратимся к отрывку, выбранному нами для анализа, то увидим следующее: "−Понимаете, это очень неприлично!//−Почему? − возразил Леон. − В Париже все так делают! Это был для неё самый веский довод". Таким образом, Флобер низводит Париж до уровня провинциального городка, который существует в стандартных рамках и в котором нет места настоящим чувствам и эмоциям, поэтому время в нем остановилось, а все персонажи "Госпожи Бовари", сформированные этим пространством, становятся пошлыми и обыкновенными. В романе отсутствует идеальный герой. Разве что Шарль, муж Эммы, может претендовать на живого человека, и то лишь потому, что он искренне любит свою жену, ищущую страсти. Эмма − книжный трафарет. Она мечтает устроить свою жизнь таким образом, как это было описано в сентиментально-романтических произведениях, которые она читала, будучи в монастыре. Её любовники − это жалкие пародии на книжных персонажей, которые при столкновении с реальностью растворяются в ней. Родольф − это пародия на байроновского героя, а Леон − на персонажа из сентиментального романа. Они, как и Эмма, лишь воображают свою жизнь. Например, Леон при встрече с Бовари в гостинице очень часто говорит о своих мечтаниях, но ничего не может рассказать о своей реальной, настоящей жизни: "я мечтал: а вдруг вы приедете в Париж; он ощущал потребность в самопожертвовании; он тоже мечтал только о покое могилы; хотелось быть такими, какими они себя изображали: оба создали себе идеал и к этому идеалу подтягивали свое прошлое". Действие романа, который взорвал нравственность французского общества того времени, происходит в годы Июльской монархии, знаменитой господством буржуазии, мещанскими взглядами на жизнь, а потому большинство персонажей "Госпожи Бовари" − это буржуа, люди, сосредоточенные на материальной стороне жизни и верящие только в расхожие ценности. Для Флобера буржуа − это синоним слову мышление, то есть определенное мировосприятие, которое ограничено сытой жизнью, роскошными домами, раутами, пустыми разговорами, пышными нарядами. Чтобы наиболее полно отразить систему ценностей французского общества той эпохи, Флобер помещает своих героев в провинциальный городок (Тост − Ионвиль − Руан), где время замирает и герои не получают никакого внутреннего развития. М.М. Бахтин, анализируя хронотоп романа, то есть взаимосвязь временных и пространственных отношений, говорит о том, что провинциальный мещанский городок с его затхлым бытом − чрезвычайно распространенное место свершения романных событий в XIX веке. В таком городе не происходит каких-либо значимых действий, способных изменить жизнь героев. Здесь время лишено поступательного исторического хода, оно движется по очень узкому кругу: изо дня в день повторяются те же бытовые действия, те же темы разговоров, те же слова. Люди в этом времени едят, пьют, спят, интригуют, сплетничают. Время бессобытийно и потому кажется почти остановившимся. Деромантизация, которая прослеживается на протяжении всего развития сюжета, особо остро видна в сцене, происходящей в руанском соборе, куда приходит Эмма, чтобы попрощаться со своей мечтой обрести настоящую любовь и идеального мужчину, способного подарить ей женское счастье. Этому эпизоду в соборе предшествует описание чудесного летнего утра, когда Леон должен встретить Эмму и соблазнить её. Флобер очень тонко соединяет высокое и низкое, желаемое и действительное: "лучи солнца, косо падавшие на собор <...> в голубом небе летали стрижи; на площади пахло цветами <...> в центре журчал фонтан". Затем картина резко меняется, и Флобер возвращает героя на землю, в грубую реальность: "под широкими зонтами, окруженными пирамидами дынь, простоволосые торговки завертывали в бумагу букеты фиалок". Подойдя к собору, Леон встречает роскошно разодетого привратника ("в шляпе с султаном, при шпаге и с булавой, величественный, словно кардинал, и весь сверкающий, как дароносица"), который как будто открывает для него ворота рая, где он наконец-то обретет свою мечту. Оказавшись в соборе, Леон начинает воображать Эмму: "она предстанет перед ним во всем своем многообразном, чисто женском изяществе, со всем невыразимым обаянием уступающей добродетели <...> она появилась, как ангел, в благовонном дыму". Эмма Бовари становится неким небесным существом, рождение которого происходит на небесах: она создана для любви и поклонения. Анализируя этот эпизод, я вспомнила стихотворение А.А. Блока "Вхожу я в тёмные храмы" из цикла "Стихи о Прекрасной Даме". Лирический герой надеется повстречать свою идеальную возлюбленную именно в храме. Он связывает этот образ с Девой Марией: "О, Святая, как ласковы свечи, // Как отрадны Твои черты! // Мне не слышны ни вздохи, ни речи, // Но я верю: Милая − Ты". Однако Эмме Бовари не удается стать идеальной женщиной, потому что её любовь носит плотский характер. В эпизоде происходит дехристианизация религиозных ценностей, что подчеркивает их ложность. Для Флобера и религия становится лишь красивым украшением, которое отделяет человека от реальности. Поэтому церковь становится "будуаром" для интимных встреч двух людей, жаждущих не духовного очищения, а плотских утех, любовь становится опошленной, она связана только с физиологией человека. Флобер меняет полюса: положительное приобретает негативную, сниженную коннотацию. Собор в представлении романистов − это символ духовного мира человека. В пространстве собор занимает вертикальное положение, соединяя земное и духовное начала. Он является своего рода лестницей, позволяющей человеку приблизиться к богу. В романе это самая наивысшая точка пространства, откуда должно было пойти духовное восхождение, или возрождение, главной героини, что позволило бы ей обрести бессмертие в любви к богу. Однако этого не происходит, и собор становится предвестником окончательной гибели Эммы. Она появляется в черной накидке, что, безусловно, символизирует траур в ее душе: она потеряла всякую надежду на любовь, а потому уже похоронила себя заживо ("Эмма была бледна"). В последний раз она обращается за помощью к тому, кто может протянуть ей руку помощи − Божьей матери, потому что, когда она обратится за спасением к Родольфу и Леону, прося у них денег для оплаты своих долгов, они откажут ей в этом. Но Флобер тут же высмеивает и этот поступок Бовари, называя его ханжеским: "Эмма молилась или, вернее, старалась молиться; она надеялась, что вот сейчас её осенит, и она примет решение, уповая на помощь свыше <...> всей своей шаткой добродетелью она цеплялась за деву Марию". Этот порыв к поистине настоящему сопровождается "равнодушной болтовней" привратника, что делает невозможным духовное движение Эммы наверх. А потому прежде чем они покинут руанский собор и сядут в "громоздкую колымагу", привратник предскажет ей страшный конец, перечислив основные картины библейских сюжетов: "Увидите Воскресение из мертвых, Страшный суд, Рай, Царя Давида и Грешников в геенне огненной". Таким образом, мы приходим к выводу, что сцена в соборе является наивысшей пространственно-временной точкой романа, которая окончательно низвергает Эмму в бездну порока и пошлости. Приложение 1
"Было чудесное летнее утро. В витринах ювелиров отсвечивало серебро; лучи солнца, косо падавшие на собор, скользили по изломам серых камней; в голубом небе вокруг стрельчатых башен летали стрижи; на шумной площади пахло цветами, окаймлявшими мостовую: розами, жасмином, гвоздикой, нарциссами и туберозами, росшими в беспорядке среди влажной зелени котовика и воробьиного проса; в центре площади журчал фонтан; под широкими зонтами, окруженные пирамидами дынь, простоволосые торговки завертывали в бумагу букеты фиалок. Молодой человек взял букет <...> У левых дверей на середине притвора под Пляшущей Мариам стоял в шляпе с султаном, при шпаге и с булавой, величественный, словно кардинал, и весь сверкающий, как дароносица, привратник. <...> В чаше со святой водой отражался неф вместе с нижней частью стрельчатых сводов и кусочками цветных стёкол. Отражение росписи разбивалось о мраморные края чаш, а дальше пестрым ковром ложилось на плиты пола. От трёх раскрытых дверей тянулись три огромные полосы света. Время от времени в глубине храма проходил ризничий и, как это делают богомольные люди, когда торопятся, как-то боком опускался на колени напротив престола. Хрустальные люстры висели неподвижно. На хорах горела лампада. Порой из боковых приделов, откуда-то из темных углов доносилось как бы дуновение вздоха, и вслед за тем стук опускающейся решетки гулко отдавался под высокими сводами. Леон чинно прохаживался у самых стен. Никогда ещё жизнь так не улыбалась ему, как сейчас. Вот-вот, украдкой ловя провожающие ее взгляды, взволнованная, очаровательная, войдет она, и он увидит её золотую лорнетку, платье с воланами, прелестные ботинки, она предстанет перед ним во всем своем многообразном, чисто женском изяществе, которое ему еще внове, со всем невыразимым обаянием уступающей добродетели. Вся церковь расположится вокруг неё громадным будуаром; своды наклонятся, чтобы под их сенью она могла исповедаться в своей любви; цветные стекла засверкают еще ярче и осветят её лицо; кадильницы будут гореть для того, чтобы она появилась, как ангел, в благовонном дыму. <...> Но вот по плитам зашуршал шелк, мелькнули поля шляпки и чёрная накидка...Она! Леон вскочил и побежал навстречу. Эмма была бледна. Она шла быстро. − Прочтите!..− сказала Эмма, протягивая ему листок бумаги. − Ах нет, не надо! Она отдернула руку, пошла в придел во имя Божьей матери и, опустившись на колени подле стула, начала молиться. <...> Всей своей шаткой добродетелью она цеплялась за деву Марию, а скульптуры, за могильные плиты, за малейший предлог. <...> Но тут Леон вынул второпях из кармана серебряную монету и схватил Эмму за руку. <...> −Ах, Леон!.. Я право, не знаю..Мне нельзя.. Она кокетничала. Потом сказала уже серьезно: −Понимаете, это очень неприлично! −Почему? − возразил Леон. − В Париже все так делают! Это был для неё самый веский довод. −Выйдите хотя бы через северные двери! − крикнул им с порога привратник. − Увидите Воскресение из мертвых, Страшный суд, Рай, Царя Давида и Грешников в геенне огненной. −Куда ехать? − осведомился кучер. −Куда хотите! − подсаживая Эмму в карету, ответил Леон. И громоздкая колымага пустилась в путь". (Г.Флобер. Госпожа Бовари, стр.214-218, часть третья).
Список используемой литературы
| |
Просмотров: 3925 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | |
0
| |