Главная » Файлы » ЕГЭ Литература

Образец комплексного анализа текста по литературе
18.01.2017, 17:58

«А.М. Ремизов – русский писатель-эмигрант XX века. В своём творчестве он часто обращался не только к  народным мотивам, но и к мотивам из произведений древнерусской литературы. Анализируемая сказка-притча «Николина сумка» – яркий пример  творчества Ремизова. Именно в этом произведении  можно проследить особенности поэтики  автора. Тип речи в «Николиной сумке» - повествование, так как идет рассказ о возвращении солдата домой и его приключениях. Стиль произведения – художественный. Этот рассказ заставляет читателя поразмышлять над многими философскими вопросами. И конечно же, истории носят поучительный характер. Но смысл, заложенный в произведении, читатель должен найти сам, интерпретируя поведение героев. Всё это характерно для жанра философской сказки-притчи, что и позволяет отнести к нему «Николину сумку».

Для того чтобы сформулировать проблему сказки, рассмотрим образы и символы, встречающиеся в произведении. Во-первых, один из центральных образов «Николиной сумки» - образ русского солдата, спасителя русской земли, который не оставит людей в беде. Он защищает Родину не только в бою с захватчиками, но и на мирной земле, помогая людям в борьбе со злом. Изгнав чертей из дома, который в свою очередь является символом всей Руси, он как бы повторяет свой подвиг по изгнанию врагов-иноземцев с русской территории. Во-вторых, важный образ сказки – Никола, святой Николай Чудотворец. Именно благодаря его помощи солдат одолевает чертей. Николай Чудотворец дал главному герою сумку, в которой, как в волшебной скатерти-самобранке из народных сказок, есть все необходимое. Сначала в ней появляется хлеб и квас, которые восстанавливают силы и дух солдата. Сумка становится верной помощницей: она помогает солдату ловить чертей. Без помощи Николы и его сумки все могло сложиться совсем по-другому, и темные силы могли бы уничтожить доброго главного героя. И, наконец, еще одним значительным образом сказки-притчи является «детина», в котором можно узнать черта. Он не дал солдату пирога бесплатно, как и все зло, не дающее ничего бескорыстно. Позже детина обращается пауком, затем кошкой. Все эти животные – символы нечистой силы, воплощение дьявольского начала.

Какую же проблему поднимает  Ремизов в своей притче? Как мне кажется, это борьба со злом, которое человек может одолеть лишь в единстве с Богом. Благодаря помощи святого Николая солдат одолевает нечистую силу - чертей, поселившихся в доме. Проблема раскрывается на противопоставлении зла («детина» и черти) и добра (Никола, солдат). Зло ничего не даёт бескорыстно, а добро жертвует собой ради помощи другим (Так, солдат, несмотря на опасность, остается в доме, чтобы выгнать чертей, ничего не требуя взамен от старосты). Мораль сказки – добро и вера всегда побеждают зло. Не случайно произведение носит название «Николина сумка», ведь Бог всегда помогает человеку праведному, оберегает его в борьбе с дьяволом. Вот он и послал свою помощь через Николая Чудотворца и его сумку.

Рассмотрим композицию сказки-притчи. Произведение состоит из трёх глав, что подтверждает связь с русскими народными сказками, в которых часто встречается число 3 (три сына, за тридевять земель, три загадки, три испытания и т.д.). Первая глава – экспозиция, в которой мы знакомимся с героями: здесь появляются солдат, Никола и детина. Вторая глава – завязка, где главный герой попадает в дом, где будет происходить основное действие – борьба с чертями. А в третьей главе – кульминация и развязка: в ней показано противостояние солдата и нечистой силы, а затем мы узнаем, что «поехал солдат домой на тройке «…» и там живет хорошо, слава Богу».

Пространство «Николиной сумки» абстрактное.  События в произведении происходят везде и одновременно нигде, то есть не названо определенного место действия, но читатель понимает, что подобные случаи могут происходить по всей России. Организация такого пространства — еще одна характерная черта фольклора. Пространство в основном реально, но в третьей главе оно расширяется: это расширение мы видим в описании сна солдата. Доминирует событийное художественное время, а портретная характеристика героев и описание сюжета практически отсутствуют (то есть фактически нет нулевого художественного времени). Герои четко делятся на положительных и отрицательных. Таким образом, динамики развития характера героев в произведении нет. Зато есть оппозиция двух миров — реального и потустороннего – внутри дома, во время столкновения чертей и защитника Родины.

Что касается средств художественной выразительности, то в анализируемом произведении их немного. Это объясняется жанром, его спецификой. В сказке-притче мало описания, но много действия, и читатель судит обо всем по поступкам героев. Поэтому и предложения в «Николиной сумке» в основном простые, практически нет определений и обстоятельств. Всё это создает эффект стремительности, большой скорости повествования. С этой же целью автором часто используются такие приёмы, как синтаксический параллелизм («где грибок сломает, где корочку сдерет», «Пошарил в сумке — бутылка. Вынул бутылку — квас») и ряды однородных членов предложения («Вошел в...комнату, затворил...двери, разостлал солому, окрестился,...лег и задремал», «исколотил всего черта, вышел из кузницы, вытряхнул из сумки...»). Среди немногочисленных художественных средств можно выделить фразеологизмы («изойдет он голодом», «не бросать же добро», «и откуда ни взялись», «и в помине нет») и несколько эпитетов («проклятая сила», «кривых бесенка»). Необходимо еще раз подчеркнуть, что такая скудность средств выразительности объясняется целями и задачами автора, ведущего повествование. Для него важно само действие, а не его комментарий и художественное описание.

В заключение хочется сказать о том, что главный герой этого произведения — солдат – «бродячий образ» в литературе, который довольно часто встречается в русских народных сказках. Например, «Каша из топора». Также этот образ мы видим в сказке «Огниво» датского писателя Г.Х.Андерсена. Дальнейшее развитие этот образ получил, например, в поэме Твардовского «Василий Тёркин», где главный герой –   солдат-защитник и спаситель своей родной земли. Также тема трудностей, которые встают на пути солдата, возвращающегося домой, прослеживается и в рассказе Платонова «Возвращение»».

Категория: ЕГЭ Литература | Добавил: taganovaolg
Просмотров: 3844 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1